Реверс-инжиниринг в Fusion 360: проектируем идеальную стельку по 3D-скану ступни
Реверсивный инжиниринг — процедура создания точной 3D-модели объекта. В процессе реверс-инжиниринга сырые 3D-сканы сшиваются, обрабатываются, а затем превращаются в трехмерную модель. Такую модель можно напечатать на 3D-принтере или использовать для дальнейшего проектирования.
Реверс-инжиниринг используется в самых разных отраслях: от ювелирного дела до крупных проектов в машино- и судостроении. Этот метод может применяться в процессе разработки дорогостоящих и высокоточных деталей самых разных механизмов. Впрочем, реверс-инжиниринг используют и при работе с органикой — например, для протезирования.
Мы продолжаем цикл статей «Реверс-инжиниринг для начинающих». В этот раз расскажем о реверс-инжиниринге органических объектов в Autodesk Fusion 360.
Fusion 360 — это профессиональная облачная CAD/CAE/CAM-платформа для промышленного дизайна и машиностроительного проектирования. Она хорошо подходит для объединения всех процессов разработки проекта. С ней работают многие hardware-стартапы и компании в сферах 3D-сканирования и 3D-печати.
Платформа Fusion 360 позволяет:
-
импортировать 3D-сканы в форматах STL и OBJ и дорабатывать их;
-
подготавливать модели к 3D-печати, автоматически создавать поддержки для нависающих поверхностей и просматривать структуру изделия;
-
использовать встроенную CAM-систему, чтобы рассчитывать наилучшие траектории фрезы для изготовления деталей на станках;
-
выполнять предварительную сборку деталей и смотреть, как будут вести себя подвижные соединения — и многое, многое другое.
Но сосредоточимся на функционале для реверс-инжиниринга. В этой статье мы подробно объясняем, как:
-
создать поверхность и выровнять ее края;
-
притянуть вершины поверхности к точкам сетки;
-
дополнить поверхность и растянуть ее по форме сетки;
-
исправить ошибки и уточнить построения поверхности;
-
использовать результат, чтобы спроектировать новый объект.
Каждый этап работы мы иллюстрируем скриншотами, а весь процесс показываем на видео в конце статьи.
Процесс реверс-инжиниринга в Fusion 360
В качестве объекта для реверс-инжиниринга мы выбрали ступню человека. Это может показаться произвольным выбором, но 3D-сканирование ступней имеет много реальных применений. Такие 3D-сканы нужны для создания протезов по индивидуальным лекалам, для медицинских исследований и диагностики.
Кроме того, 3D-сканеры используются при проектировании обуви. Именно этим мы сейчас и займемся. Сначала создадим 3D-модель по нашему скану, а затем используем результат, чтобы спроектировать идеальную стельку, которая будет в точности повторять мельчайшие изгибы ступни. Итак, запускаем Fusion 360.
1. Для создания модели по 3D-скану используем инструменты T-Spline (меню Create Form, SCULPT):
2. Используем доступный примитив Quadball. Выберем плоскость и определим его центр:
3. Определим приблизительно его размер и зададим количество управляющих элементов при помощи ползунка:
4. Корректируем его положение относительно сетки:
5. Скроем сетку и удалим ненужные элементы:
6. Сделаем исходные данные прозрачными, чтобы лучше видеть построенную поверхность:
7. Используем инструмент FLATTEN, чтобы выровнять края поверхности:
8. Инструмент EDIT FORM поможет изменить форму поверхности, чтобы приблизить ее к форме исходных данных:
9. Это приближение нужно, чтобы лучше сработала команда PULL. Она притягивает вершины поверхности к ближайшим точкам сетки:
10. Теперь с помощью EDIT FORM удлиним края поверхности с образованием новых рядов управляющих вершин:
11. Используем PULL, чтобы притянуть к сетке новые точки:
12. Используем FACE, чтобы дополнить поверхность (должна быть включена привязка к сетке):
13. Отображение поверхности изменится только на время работы этого инструмента:
14. Вытянем поверхность, выделив нужные кромки:
15. Снова используем FACE, чтобы достроить участок и получить кромку для вытягивания:
16. Полученную кромку вытянем, масштабируем и выровняем:
17. Таким же образом «затягиваем» поверхностью оставшуюся часть сетки. Используем FILL HOLE, чтобы закрыть торец:
18. Применим функцию REPAIR BODY, чтобы автоматически исправить ошибки T-Spline:
19. Используем PULL, чтобы уточнить построения:
20. Дотянем выбранные грани до конца сетки:
21. Чтобы получить дополнительный элемент управления, добавим новую кромку:
22. С помощью кромки уточним поверхность:
23. Складки уберем за счет удаления управляющих элементов:
24. Поверхность готова. Теперь используем ее, чтобы сделать заготовку для стельки:
25. Используем OFFSET, чтобы получить новую поверхность на расстоянии 5 мм от построенной:
26. Выполним два эскиза в параллельных плоскостях, чтобы построить по ним секущую поверхность:
27. Используем метод LOFT для построения этой поверхности:
28. С помощью BOUNDARY FILL преобразуем замкнутое поверхностями пространство в тело:
29. Чтобы его увидеть, скроем поверхности:
Результаты реверс-инжиниринга
Реверс-инжиниринг ступни завершен. Мы построили ее точную модель по скану и использовали эту модель, чтобы спроектировать подходящую стельку. Теперь эта стелька может стать основой для создания индивидуальной обуви под нашу ногу. А мы научились проводить обратное проектирование в Fusion 360.
Другие статьи цикла:
FreeCAD: реверс-инжиниринг механических форм
Geomagic Design X: выравнивание и редактирование сетки
Geomagic Design X: реверс-инжиниринг органических форм
Смотрите полную инструкцию на видео: